Теоретические аспекты терапии воспоминания

Терапия воспоминаниями – технология социально-психологического сопровождения пожилых людей, позволяющая им осознать и осмыслить значимость собственной жизни. Люди 60+ вспоминает и описывает жизненные события в индивидуальной беседе со специалистом или в группе.

Воспоминания о прошлом - своем детстве, учебе, любимых уроках и педагогах, школьных и прочих историях прошлых лет - позволяют пожилым людям оценить по достоинству свой жизненный опыт, осознать собственный накопленный в течение жизни багаж знаний. Эта процедура положительно сказывается на успешности адаптации пенсионеров по возрасту к изменяющимся условиям их жизни, а также помогает специалисту увидеть реальные нужды и запросы пожилых людей.

Воспоминания крайне важны в поздней жизни. Через них старые люди могут пересмотреть, переоценить и, возможно, принять свою жизнь. Воспоминания могут проводиться индивидуально или в группе и необязательно включать в себя весь жизненный цикл; они могут ограничиваться, например, конкретным периодом, событием или темой.

Цели – не обязательно терапевтические, воспоминания выполняют различные личностные, социальные и культурные функции. Содержание не обязательно должно быть структурированным или систематизированным.

В процессе воспоминаний могут принимать участие супруги, партнеры, другие люди.

Основная идея терапии воспоминаниями Прикосновение человека к своему прошлому само по себе, даже без его глубинного психологического анализа, без глубинного исследования внутренней жизни, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению стойкого позитивного мироощущения.

Содержание технологии:

Технология представляет собой ресурсный метод помощи старым людям, помогающий им пересмотреть, переоценить и принять свою жизнь. Она состоит из разных видов работы с воспоминаниями пожилых людей, позволяющих проводить коррекцию личной картины пожилого человека, коррекцию межличностных отношений, формировать позитивное мировоззрение; показывающих, как можно использовать знания о прошлом человека для обогащения его жизни в настоящем и как его прошлое определяет его настоящее и продолжает влиять на него.

Основные цели и задачи терапии воспоминаниями

Цели: адаптация пожилых людей к изменяющимся условиям жизни; формирование толерантного отношения к старости и индивидуальной жизненной мотивации.

Задачи:

- возвращение пожилых людей к позитивным воспоминаниям, имеющим терапевтический эффект;

- выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;

- исследование разрушительных ситуаций на жизненном пути;

- выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии;

- обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии; 

- актуализация творческого потенциала;

- формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них, создание адекватной временной перспективы.

Этапы реализации Подготовительный:

1. Знакомство с биографиями пожилых людей.

2. Подбор фотографий (в т.ч. из личных архивов клиентов), иллюстраций, текстов, меморабилий, соответствующих рассматриваемой эпохе. 3. Закупка и подбор необходимого оборудования и материалов.

4.Оформление личных альбомов (желательно в технике скрапбукинга).

5. Подготовка просторного светлого помещения для занятий с хорошей звукоизоляцией.

6. Подбор диагностического инструментария и диагностика психоэмоционального состояния пожилых участников.

7. Разработка программ и плана работы.

Основной: Работа с воспоминаниями по программе и в соответствии с разработанным планом.

Заключительный:

1. Диагностика на выходе.

2. Анализ проведенной работы.

3. Принятие решения о завершении либо продолжении работы с воспоминаниями в других вариантах. В основе технологии - теория Р. Батлера, работы М. Кемпа, учение Ф. Гибсона о значимости воспоминаний в жизни пожилых людей, о целесообразности и эффективности их использования в психологическом сопровождении пожилого человека; положения З.Фрейда и А.Адлера о том, что в ранних воспоминаниях находят выражение базисные жизненные установки человека, основные жизненные трудности и способы их преодоления; содержится «фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения».


Печать   Электронная почта